Сальери Чаплин

И случай возобновил во мне давно копошащиеся вопросы. Например: может ли быть тот, кто позиционирует себя пастырем, глупым?

И еще такой вопрос: хотел бы я, чтобы духовник мой был протоиереем Всеволодом Чаплиным? Ну, или похожим на него? Себе-то я на эти вопросы ответил давно и однозначно, еще когда написал гневную филиппику "Дресс – значит дрессировочный" (АПН, 27.01.2011), в которой попытался доказать то, что доказывать, вроде, даже как-то странно, что Чаплин подменяет понятия "скромность" и "достоинство" требованиями не дразнить дикарей, чтобы они не бросались на улицах русских городов на русских девушек.

Случай сегодняшний – тоже из разряда, казалось бы, не нуждающихся в разбирательстве. Однако, реагировать нужно обязательно, потому что вскоре, в соответствии с правилами эпохи постмодернизма, в которой можно духовые и прочие авторитеты во всеуслышание нагло отрицать, авторитетов не останется. Останется Чаплин. Который, кстати, и будет олицетворять духовность, прости Господи.

Крайнюю степень моего гневного недоумения спровоцировало выступление протоирея на Винзаводе в ходе дискуссии на тему "Церковь и современное искусство". 5 апреля жертвой священника стал бессмертный гений Моцарта. Представитель Церкви заявил, что не любит Моцарта и считает, что "в значительной степени это Бритни Спирс своего времени". За исключением отдельных гениальных озарений, он писал однообразные и попсовые вещи".

Можно ли было отличиться большей глупостью, я даже и не знаю. Мало того, что как это часто бывает, человек не понимает, что современная музыка, в том числе и попса – результат эволюции музыкальной техники гармонии, в европейской основе которой и стоят великие открытия техники созвучий Моцарта, Баха, Гайдна, Шуберта. Ну, не знает батюшка этого, да и Бог с ним. Ну, не любит Моцарта, а слушает Малера или вообще Хиндемита с Пьером Булезом – кто ж может запретить. Но утверждать, что признанный едва ли не самым божественным композитор писал попсовые мелодийки – это уж слишком. Ведь главное – это то, что музыка выражает, ее дух, содержательная сторона. Вот как прокомментировала слова протоирея Екатерина Державина пианистка, обладательница премии и специального приза за лучшее исполнение "Крейслерианы" Роберта Шумана на VIII Всероссийском конкурсе пианистов, I премии Международного конкурса пианистов имени И. С. Баха в Саарбрюкене.

Гастролирует в различных странах Европы, а также в США и Канаде. Участница ряда музыкальных фестивалей, один из основателей ежегодного Метнер-фестиваля в Москве.

В 1993—2006 гг. преподаватель кафедры специального фортепиано Российской академии музыки имени Гнесиных. С 2003 г. преподаёт в Московской консерватории на факультете исторического и современного исполнительского искусства, одновременно с 2006 г. преподаватель факультета мировой музыкальной культуры Академии имени Маймонида:

"Моцарт не нуждается в защите от малограмотного человека. Что касается духовного значения великого наследия Моцарта, то будет уместно процитировать знаменитую русскую пианистку Мария Юдину: "Бах величаво, как праведник, поднимается к вершинам, между тем как Моцарт на них постоянно пребывает".

Трудно придумать музыку более божественную именно в содержательной части. По-моему, Моцарт ближе к Богу, чем любой из композиторов. Непостижимо, как он делал то, что он делал. Анализировать его творчество невозможно, это просто есть как олицетворение божественного дара. И потому я думаю, что Чаплин, как человек, намного дальше отстоящий от Творца, подсознательно снедаем ревностью и завистью к великому композитору - Моцарт его сильно раздражает. И я считаю, что это высказывание протоиерея – настоящее святотатство.

В музыке главное – то, что она выражает. И с тех пор, как возникла темперированная система (построение по тонам и полутонам) принципы организации музыки примерно одинаковые. Гармоническая система одинаковая – Битлз, Бритни Спирс, Моцарт…. Но содержательная сторона творчества Моцарта, Шумана и Бритни Спирс – сами понимаете. Точно так же, как красками рисуют все – Караваджо и Коровин, Репин, Левитан… И слова на заборе тоже красками пишут и рисунки рисуют".

О, да. "Oops, i did it again" - в вольном переводе моего друга "Ой, я снова ему дала" - ноты те же, что и у Моцарта. И, видимо, совсем близким содержание этой песенки Чаплину кажется содержанию и духу великого "Реквиема".

Да знаю, знаю, сейчас на меня немедленно кинутся защитники и Патриарха, и православия в целом, обвиняя в том, что я влился в мутный поток хулителей веры христианской. Но знаете, что я скажу вам? Крестил меня священник – бывший пограничник, прошедший горячие точки, раненый и не очень физически здоровый человек. Кстати, время от времени бывающий изрядно под мухой. Но я ему верю. Я ему – доверяю. Потому, что он набрался смелости найти свой путь скромного служения, а протоиерей Чаплин – наглости считать себя моральным авторитетом.

10 апреля 2012 / Дмитрий Лысенков